Новый учебный год уже наступил, поэтому головы родителей, чьи дети пошли в школу, заняты покупкой канцелярских принадлежностей, спортивных костюмов, сумок, обуви и школьной формы.
В 1992 году в школах РФ ношение школьной формы было отменено, но с течением времени было решено вновь ввести это обязательство.
Сейчас, с одной стороны, ношение одинаковой формы помогает сгладить отличие в финансовом положении среди школьников, а нередко среди педагогов и школьников, а с другой стороны, помогает в развитии вкуса. Возможно, всё и было бы так хорошо, если бы школьная форма отвечала бы всем требованиям, нравилась детям, была бы удобной, практичной и доступной. Но практика показывает обратное: либо форма красива и удобна, но не по карману родителям, либо одежда не интересна и сшита из не совсем хороших тканей, но доступна среднестатистическому контингенту нашей страны.
Иногда директора школ сами устанавливают правила и требуют обязательно и постоянно носить школьную форму, однако это является нарушением закона «Об Образовании». Но такое требование может быть и законным, при условии, что это частная школа. В таком случае, родители заключают со школой соглашение и берут на себя обязательства исполнять правила внутреннего распорядка и устава школы. В таком случае обязательное ношение одинаковой школьной формы законно.
Конечно же, в школьной форме есть плюсы: она скрывает видимые признаки социальных расслоений, дисциплинирует, прививает вкус, но есть ещё масса других вещей, с помощью которых дети подчёркивают свой социальный статус: телефоны, косметика, сумки, украшения, в том числе и ювелирные. В малом возрасте дети никогда не упустят возможности похвастаться перед сверстниками тем, чего нет у них.
Одежда – это одно из основных средств коммуникации. Дети должны привыкать, что от того как ты выглядишь, зависит дальнейшее общение с окружающими. Поэтому школьная форма, какой бы она не была, не допускает вольностей и не должна отвлекать от учебного процесса, а наоборот подготавливать к нему, дать возможность сосредоточиться и настроиться.
В общеобразовательных учреждениях, где нет единой формы, преподаватели и администрация тратят гораздо больше времени на борьбу с вызывающим, развязным и агрессивным поведением некоторых учащихся, ведь определённые стили в одежде способствуют выходу различных эмоций, порой не совсем уместных в данном месте.
Нынешняя одежда молодёжи пугает: яркие несочетаемые цвета, обнажённое тело, низкая посадка джинсов, вызывающие майки, развязанные шнурки, головные уборы, слишком короткие юбки, торчащее нижнее бельё всё это крайне недопустимо в учреждениях образования.
Неправильно подобранная одежда приводит к переохлаждению пояснично-крестцовой области и нижней части живота, что грозит раздражением нервных окончаний и спазмом сосудов, а также воспалениями. Особенно важно представительницам слабого пола держать эти зоны в тепле, однако практика показывает противоположное — с малых лет девочки оголяются даже в самое холодное время года, а затем в будущем имеют массу проблем со здоровьем.
Помимо переохлаждения так же существует и другая проблема — нарушение кровоснабжения. При ношении узкой тесной одежды, а особенно джинсов с низкой посадкой, в области таза нарушается кровоснабжение, затрудняется венозный и лимфатический оттоки и как следствие – застой в малом тазу, проблемы с мочевым пузырём, половой системой, кишечником и ряд других серьёзных гинекологических проблем. Таким образом, одежда, прежде всего, должна быть безопасной для ребёнка и здоровья.
Несмотря на все проблемы, связанные с повседневной одеждой, существуют и ярые противники единой формы, которые утверждают, что одинаковая одежда лишает ребёнка индивидуальности, а в переходном возрасте вызывает стресс из-за ношения того, что не нравится школьнику, лишает возможности раскрыться, раскрепоститься и проявить себя. Помимо психологических проблем, недовольство вызывает ещё качество тканей и пошива одежды, её непрактичность и дороговизна.
Минусом школьной формы является её стоимость — немалые дополнительные расходы на вещи, которые ребёнок не сможет носить за пределами школы, особенно в малом возрасте.
Школьный комплект, состоящий из юбки/брюк, блузки/рубашки и жилета будет стоить приблизительно 2000-2500 рублей. Возможно это не так и много, ведь всё равно какие-то вещи необходимо будет покупать для школы. Если пошив школа организует самостоятельно, то комплекты обойдутся ещё дешевле. Однако такую сумму отдать сразу способны не все родители, поэтому высокая стоимость — самый главный аспект противником единого стиля.
Несмотря на все негативные отклики, школьный дресс-код поможет привить вкус, чувство стиля с детства, а также окажет услугу в организации дисциплины и самоконтроля. Ребёнок не будет гулять в одежде, которая предназначена для школы, редко полезет в ней в драку и как следствие головная боль родителей, в чём отправить чадо в школу будет на некоторое время снята.
Выводы:
Школьная форма имеет следующие преимущества:
— Дисциплинирует ребёнка.
— Помогает концентрироваться и настраиваться на учебный лад.
— Позволяет скрыть видимые социальные неравенства между слоями населения.
— Автоматически отпадает проблема «В чём пойти в школу», что значительно успокаивает, особенно в подростковом возрасте.
— Школьная форма дает возможность испытать свою принадлежность именно к этой школе.
— Если ребенку понравится одежда, то он будет чувствовать гордость за свой внешний вид, гармонию и спокойствие.
— Единая форма экономит родительские деньги.
Школьная форма имеет следующие недостатки:
— Некачественные ткани, либо качественные по невероятной цене.
— Нежелание детей носить форму из-за потери индивидуальности.
— Дополнительные расходы.
— Дополнительные затраты времени и сил.
— Низкое качество пошива школьной формы.