С древнейших времен человеку свойственно было украшать свое жилище, будь то пещера или дворец. Центром любого жилья, любого интерьера во все времена и у всех народов был очаг. Костры, печи, камины грели, кормили, сушили, лечили … И выражение «танцевать от печки», наверное, принадлежит первому в истории дизайнеру интерьера. Однако все по порядку.
Древняя Греция, Древний Рим, времена античного искусства … Еще по иллюстрациям из школьных учебников помним мы величественные развалины Парфенона и Помпей, колонны, ступени, портики, статуи, строгие линии и монументальные формы. Так же строги и четки интерьеры того времени. В убранстве преобладали четыре цвета: черный, белый, красный и желтый. Полы были из глины, их красили опять же красной или желтой краской. В богатых домах стены украшали росписью, мозаикой, а полы — мраморными плитами. Мебели в греческих и римских домах было немного.
Широко использовались тканые занавеси для дверей, ширмы, покрывала. Потолки делались из мрамора или дерева, которое ценилось греками не только за крепость, но и за аромат, выделяемый древесиной.
После изобретения римлянами бетонных конструкций форма потолка становится более сложной. Римские интерьеры богаче по применению различных материалов, оттенков, декора. Римляне широко использовали мрамор разных сортов и цветов для пола, стен и потолка. Часто дерево очень дорогой материал для тех мест — использовалось для навесных потолков, стены украшались смальтовой мозаикой и росписью.
Во времена декор жилища был, тесно связан с архитектурой и со всем предметным миром. Это создавало органичное целое, к которому ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, не разрушив гармонии. Этот период послужил основой для дальнейшего осмысления искусства. В нем черпали вдохновение художники и архитекторы всех времен.
Средневековье в истории европейского интерьера занимает длительный период — от IX до XV века, но в основном сохранились интерьеры позднего средневековья — готика. При этом слове в нашем воображении возникают мрачные замки, стрельчатые окна с витражами из разноцветного стекла. Не менее знамениты шпалеры — гобелены, которые служили как для красоты, так и для тепла. Ими покрывали скамьи, сундуки, кресла, стены, служили они также ширмами и коврами.
При строительстве домов чаще всего использовались в те времена балочные деревянные перекрытия. Полы, как правило, были каменными, а в богатых домах встречались порой и из керамической плитки — новое слово в отделке помещений позднего средневековья, центром композиции средневекового интерьера по-прежнему оставался камин.
Некоторые камины были буквально архитектурными сооружениями. В интерьерах преобладали синий, красный, зеленый, желтый, белый, коричневый цвета. Эпоха Возрождения — это прежде всего искусство Италии и великих итальянцев — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Архитекторы того периода за образец брали интерьеры античного искусства: колонны, орнаменты, скульптуру.
Росписью покрывали стены и сводчатые потолки. Отделка стен — резные деревянные панели, мрамор. Интерьеры были полностью подчинены архитектуре. Широко использовалась лепнина на потолке и тонкая резьба по дереву с позолотой.
Дворцы демонстрировали вкус и богатство их владельцев. Комнаты, как правило, планировались анфиладой: приемная, вестибюль, спальня, библиотека. Такая планировка сохранялась вплоть до начала XIX века. Парадность интерьеров достигалась за счет богатых узоров полов, потолков и стен, а сами комнаты были довольно пусты.
В спальне три предмета — кровать, кресло и стол. Покрывалами и ширмами из тяжелых шелковых тканей и тисненой кожи украшали личные покои. К концу XVI века появились шкафы и буфеты с резьбой. Эпоха барокко резко изменила отношение к интерьеру он становится более практичным и удобным для человека. Для убранства жилья характерны зеркала и картины в золоченых рамах, подставки под вазы и канделябры, легкие кресла и диваны, угловые столы причудливых линий и форм.
Потолки — в сложных линиях орнамента, росписей и лепных рельефов, но все композиции более легкие, свободные. Стены отделывали мраморными плитами, затягивали алым, зеленым, золотистым бархатом, парчой, тонким шелковистым полотном, тисненой кожей, гобеленами. Окна драпировали различными шелковыми и полотняными тканями.
Открытие стиля барокко — широкое использование зеркал как элемента декора
Но на смену барокко уже идет рококо — стиль-праздник, сложившийся к XVIII веку. Интерьер становится еще более комфортным. На смену громоздкой лепнине приходят легкие панели, изящные карнизы, большие зеркала над каминами, вычурная роспись с мотивами раковин, волн, растений, фигурные медальоны. Очень популярен мотив пирролы (легкой садовой беседки), увитой растениями.
Мебель, ткани, фарфор, картины специально изготовляли для конкретного жилища. Стены отделывались тканями — шелком, парчой или бархатом. Все проемы — круглых или овальных форм, эти же линии повторялись в форме мебели. Особо была модна мебель, в отделке которой использован черный лак и живописные пейзажные вставки. Пол из наборного паркета сложного рисунка. Это было время балов, маскарадов, народных гуляний, фейерверков. Отсюда и кокетливые, легкие формы рококо.
Но каждый праздник когда-нибудь заканчивается, и к XIX веку на смену веселому рококо приходит новый стиль — строгий классицизм с характерным для него возвратом к эстетике античности: ничего лишнего, случайного, все выверено до мелочей, все детали согласованы между собой. Так, орнамент плафона на потолке повторен в узоре ковра на полу, в рисунке на стенах …
Совершенствуется техника отделки мрамора, паркета. Широко используется роспись. Потолки покрываются белой штукатуркой, стены окрашиваются в белый, бледно-зеленый, серый цвета. Позднее в моду входят более плотные, темные цвета, декоративные ткани в полоску или в мелкий цветочек, они используются и для обивки мебели, и для драпировки окон и стен, дверного проема.
Самое элегантное направление этого стиля — ампир с его изысканными линиями. В декоре и в орнаментах рисунка появляется военная атрибутика — оружие, орденские ленты, венки: это время романтизма, время мужественных блестящих офицеров и нежных дам. Этот стиль прижился в России, здесь нашел свое дальнейшее развитие. И его плавный переход в несколько новое качество, известный как «эпоха историзма», был естественен и прост. Пожалуй, наилучшее определение историзма — полная «мешанина» стилей! В убранстве интерьеров встречаются самые лучшие черты готики. эпохи Возрождения, барокко, ампира. Из всего этого продуманного «хаоса» рождается совершенно новое направление — модерн.
Удобство, уют и покой — вот что в первую очередь теперь требуется от жилища, независимо от того, К какому классу, сословию принадлежит его хозяин. В интерьере радующие глаз естественные формы растений и цветов: гибкие, на длинных стеблях водоросли, тростники, вычурные ирисы, нежные лилии и кувшинки … В отделке камень сочетается с оштукатуренной поверхностью или керамической плиткой, мягкие, округлые формы из бетона и металла — со стеклом или облицовочным кирпичом. И все это в сочетании с изысканной гаммой — светлого, лилово-серого, сине-лилового, оливкового цветов. Значительно позже появляются более яркие краски: выраженный красный, желтый, синий, зеленый. А все вместе создает ощущение уютного, добротного, надежного дома.